Мини-огород на окне
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на земле.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.
Одной из задач «огорода на подоконнике» является: научить детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе, нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
Огород на подоконнике в учреждении дошкольного образования способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать развитию детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же, в младших группах достаточно посадить 1 – 2 вида растения, в средних – 2 – 3, в старших – до 5 видов.
Примерный перечень растений для посадки:
· лук-репка
· дольки чеснока
· корнеплоды свеклы
· морковь
· петрушка
· укроп
· листья салата
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны вестись регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель сам зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – привлекает детей к фиксированию происходящих изменений: например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших группах результаты наблюдений полностью зарисовывают дети.
Такой вид совместной с воспитателем деятельности развивает у детей наблюдательность, заботливость, приучает их внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.( см. фото-альбом" Мини-огород на окне")